YFQ-42 «Истребитель-дрон» совершил первый полёт в рамках программы Collaborative Combat Aircraft
Прототип боевого дрона YFQ-42A компании General Atomics впервые поднялся в воздух. Эта машина является одним из двух проектов, разрабатываемых в первой фазе (Increment 1) программы Collaborative Combat Aircraft (CCA) ВВС США. Второй прототип носит обозначение YFQ-44A и создаётся компанией Anduril.
Сегодня об этом важном этапе сообщили ВВС США и подразделение General Atomics Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI). Однако точная дата первого полёта пока не раскрывается. Ещё в мае ВВС объявляли, что оба аппарата — и YFQ-42A, и YFQ-44A — начали наземные испытания перед своим дебютным взлётом.
На опубликованных кадрах видно, как YFQ-42A выполняет взлёт.
«Этот этап демонстрирует, чего можно достичь, когда инновационные методы закупок встречаются с мотивированной промышленностью, — говорится в заявлении министра ВВС США Троя Мейнка. — В рекордные сроки CCA прошла путь от концепции до полёта, доказав, что мы способны обеспечивать боевые возможности с высокой скоростью, когда устраняем барьеры и концентрируемся на потребностях военных».
«Программа CCA прошла путь от концепции до полёта всего за 16 месяцев после подписания контракта — это доказательство того, что мы можем быстро поставлять боевые возможности!» — говорится в публикации с официального аккаунта Мейнка в X.
«Какой замечательный момент для ВВС США и для GA-ASI, — заявил президент GA-ASI Дэвид Р. Александер в отдельном заявлении. — Именно благодаря нашему сотрудничеству мы смогли построить и поднять в воздух YFQ-42A всего чуть более чем за год. Это невероятное достижение, и я выражаю признательность ВВС за их видение, а также нашей команде разработчиков за ещё одно историческое достижение для нашей компании».
ВВС США объявили в апреле 2024 года, что выбрали компании General Atomics и Anduril для создания полноценных прототипов их проектов в рамках первой фазы программы CCA (Increment 1). Позднее General Atomics подтвердила, что её YFQ-42A был создан на основе экспериментального дрона XQ-67A, изначально разработанного для ранее засекреченной программы ВВС Off-Board Sensing Station (OBSS). Сама программа OBSS ранее называлась ВВС важным «поставщиком технологий» для CCA.
На опубликованных изображениях сверху вниз представлены: дрон Avenger компании General Atomics, экспериментальный XQ-67A и прототип CCA YFQ-42A.
В своём сегодняшнем заявлении компания Anduril сообщила, что лётные испытания YFQ-44A начнутся в ближайшее время.
«Испытательный полёт — это один из тех этапов, который невозможно встретить без волнения, где бы вы ни находились. Поздравляю General Atomics и ВВС США с началом лётных испытаний YFQ-42A — это важнейший рубеж на пути к вводу в строй CCA Increment 1 к концу десятилетия», — отметил доктор Джейсон Левин, старший вице-президент по инженерным разработкам в области господства в воздухе и ударных систем компании Anduril.
По словам ВВС, план остаётся прежним: принять «конкурентное решение о производстве в рамках Increment 1» в 2026 финансовом году, который начинается 1 октября этого года. Пока неясно, выберет ли служба серийные версии YFQ-42A, YFQ-44A или комбинацию обеих машин.
Ранее представители ВВС заявляли, что по Increment 1 будет заказано от 100 до 150 дронов. В целом же программа предусматривает закупку 1000 и более CCA в рамках нескольких циклов итеративной разработки, что может привести к созданию весьма различных конструкций. ВВС регулярно называют программу CCA критическим и преобразующим элементом своей будущей структуры сил, который будет необходим для успеха в будущих конфликтах — особенно в высокоинтенсивных, например, в случае противостояния в Тихом океане с Китаем.
«Это и есть новые ВВС в действии, — заявил начальник штаба ВВС генерал Дэвид Оллвин в связи с сегодняшним объявлением о первом полёте YFQ-42A. — Мы не просто движемся быстро — мы быстро учимся. CCA поможет нам по-новому взглянуть на пространство боя, расширить дальность, гибкость и смертоносность боевых операций, а также повысить эффективность военных за счёт взаимодействия человека и машины».
Тем не менее впереди остаётся множество препятствий, прежде чем программа CCA станет тем прорывом, на который рассчитывают ВВС США. Но с выходом YFQ-42A в небо служба сделала ещё один шаг к воплощению этой цели в реальность.