Шкатулка рецептов
«Oткaз в близocти, бoль и oдинoчecтвo». Кaк пpeвpaтилacь в дpaму иcтopия любви Нaтaльи Гвoздикoвoй
«Oткaз в близocти, бoль и oдинoчecтвo». Кaк пpeвpaтилacь в дpaму иcтopия любви Нaтaльи ГвoздикoвoйЕё история начиналась как сказка: талантливая, красивая, одарённая — Наталья Гвоздикова была той, кого судьба будто бы выбрала для счастливого финала. Она блистала на экране, завораживала взглядом, играла роли, которые полюбились миллионам. Но за этим сиянием скрывались совсем другие краски — слёзы, одиночество и боль, с которыми ей приходилось справляться вне камеры.
Путь к мечте через запреты и угрозыС раннего детства Наталья жила в тени авторитарного отца. Фёдор Титович, военный до мозга костей, считал сцену пустым занятием и требовал от дочери дисциплины и серьёзности. Но душа Натальи стремилась к искусству. Глядя на старшую сестру Милу — актрису театра Райкина, — она мечтала о сцене.
Отец поставил ультиматум: — Один шанс. Поступишь — хорошо. Нет — забудь об актёрстве.И она поступила. С первой попытки, вопреки всему. Помог случай — или, скорее, судьба. Сам Сергей Герасимов разглядел в ней исключительный дар и порекомендовал девушке пройти прослушивание. Герасимов, преподаватель ВГИКа, не просто верил в неё — он настоял на её зачислении.
— Я заступился бы только за ту, кто сможет сама доказать свою ценность, — вспоминал он. Учёба как бой за признаниеГвоздикова училась так, будто от этого зависела её жизнь. Никаких вечеринок, посиделок в общежитии — только сцена, тексты и репетиции. Уже на втором курсе она получила крошечную роль в фильме «У озера». Но настоящая слава пришла позже.
«Белые дюны», «Калина красная», «Большая перемена» — её героини были разными, но каждая запоминалась. Полина, невеста Нестора Петровича, стала народной любимицей. А за кадром происходили совсем другие события. Режиссёр Алексей Коренев, работавший над «Большой переменой», начал проявлять к Наталье навязчивое внимание. Подарки, прикосновения, недвусмысленные намёки.
— Он поправлял мне волосы, трогал костюм, — делилась актриса. — Было неприятно, но я не поддавалась.Отказ стал причиной урезанной роли. Но даже в этом виде фильм стал хитом, а Наталья — символом советского кинематографа.
Первый брак: от любви до болиЗа внешней красивой историей её первого брака скрывалась драма. Молодой математик Александр казался умным, надёжным, влюблённым. Но вскоре выяснилось: он патологически ревнив. Он устраивал допросы, проверял её вещи, швырял цветы от поклонников, бил посуду.
Если она уезжала на съёмки — приезжал следом и устраивал скандалы. Его подозрения доходили до абсурда.
— Кто тебе пишет эти записки? — кричал он. — Всё одним почерком! — Это администратор Оля подписывает букеты, — устало объясняла Наталья.Но худшее было впереди — он поднимал на неё руку. И хотя её всё ещё связывали чувства, терпеть унижения актриса не собиралась. Даже когда родители Александра умоляли:
— Роди нам внучку. Он изменится…Наталья не верила. Когда узнала о беременности, приняла мучительное, но осознанное решение: не рожать. Ребёнок не должен расти в атмосфере насилия.
Второй шанс: Жариков и спасение в любвиНа съёмках «Рождённой революцией» она была на грани. Простужена, измотана, проба не удалась. Режиссёр был груб:
— Саввина смогла бы расплакаться! А ты?Наталья уже собиралась уходить, когда рядом оказался он — Евгений Жариков. Актёр, уже известный по ролям в «Три плюс два» и «Иваново детство», неожиданно предложил её проводить.
Они шли молча. И вдруг он встал на колени прямо на тротуаре: — Я тебя люблю. — И я тебя…Это был порыв, искренний, спонтанный — и судьбоносный. Утром она получила роль. А в сердце — надежду.
Семья, которую они строили с нуляС Жариковым жизнь напоминала тёплый дом, где не нужно было притворяться. У них родился сын Фёдор. Евгений вставал по ночам, кормил малыша, пел ему колыбельные. Но не всё было просто.
Отец Жарикова был деспотом, унижавшим жену на людях. Мать молчала, пряталась в тени. Наталья сразу поняла: такой сценарий не повторится.
— У нас — равенство. Мы не вмешиваемся в дела друг друга. Каждый — свободен в профессии и мыслях.Она вела дом как союз двух сильных личностей. Со стороны казалось, что они идеальная пара. Их даже прозвали «жареными гвоздиками».